Учетная политика ИП на УСН 15% в 2020 году

uchet-politika2

Предприниматель на УСН, учитывающий расходы, в учетной политике прописывает, как у него организован учет затрат. Налоговики будут ориентироваться на правила, прописанные в учетной политике, во время проверки.

Учетную налоговую политику оформите в качестве приложения к приказу предпринимателя. Пропишите в ней следующие пункты.

I. Общие положения

1. Кто будет вести налоговый учет: вы лично, наемный работник в должности бухгалтера, привлеченная фирма со стороны, бухгалтер по договору гражданского правового характера.

2. Какую систему налогообложения вы применяете и что является объектом налогообложения. В вашем случае – упрощенная система налогообложения с объектом доходы минус расходы.

3. Как ведете Книгу учета доходов и расходов: на бумаге, автоматизировано в программе «1С: Предприниматель 8», в интернете в и т.п.

4. На каких бланках оформляете первичные документы. Удобнее использовать унифицированные бланки первичных документов. Те документы, для которых не предусмотрены унифицированные формы, составлять в произвольной форме с соблюдением всех обязательных реквизиты для первичных учетных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

II. Учет основных средств

Налоговый кодекс четко устанавливает правила списания основных средств на расходы по УСН (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Возможности выбора у вас нет. Поэтому раздел о списании основных средств можете не включать в учетную политику. Но для своего личного понимания, можете описать, как основные средства списываются на расходы по УСН.

Напомним, в налоговом учете к основным средствам относится имущество, которые служит более одного года и стоит более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Упрощенцы списывают стоимость таких объектов на расходы в налоговом учете следующим образом.

Если основное средство оплачено и введено в эксплуатацию, то его стоимость вы отражаете в Книге учета равными долями каждый квартал в течение первого календарного года использования. То есть для списания необходимо два условия – оплата стоимости поставщику и ввод в эксплуатацию.

Для недвижимости было третье условие – документы нужно было подать на государственную регистрацию прав собственности. Однако с 29 сентября 2019 года такое условие отменили (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). Поэтому недвижимость можно списывать на расходы тоже при условии, что она оплачен и введена в эксплуатацию.

Если основное средство вы ввели в эксплуатацию, но оплатили пока что его частично, списывать на расходы можете оплаченную стоимость (подп. 3 п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК).Таким образом, объект вы полностью списываете на расходы в течение первого календарного года использования.

Если ввели в эксплуатацию оплаченное имущество в I квартале, делите первоначальную стоимость на 4, и полученную сумму заносите в Книгу учета каждый квартал. Если ввели в эксплуатацию во II квартале, делите стоимость на 3. Если ввели объект в эксплуатацию в IVквартале, вы сразу полностью спишете его на расходы, потому что календарный год заканчивается.

III. Учет материалов

Материалы – те ценности, которые вы расходуете в процессе своего бизнеса. Стоимость материалов должна быть меньше 100 тыс. руб., а срок службы менее 1 года.

Списывайте материалы на расходы по мере оплаты поставщику (подп. 1 п.2 ст. 346.17 НК). Никаких дополнительных условий для списания не нужно: оплатили материал – записали его в Книгу учета. Дожидаться, пока материал отпустили со склада, не нужно.

Единственное, входной НДС, если он есть, учитывайте отдельно от материалов. Поэтому что НДС списывается отдельно (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).

IV. Учет товаров

Товары – это ценности, приобретенные для перепродажи (п.3 ст. 38 НК). Они могут быть любой стоимости и сроком службы. Скажем, квартира, купленная для перепродажи, тоже является товаров.

Товары списывайте на расходы по УСН, если выполнены два условия. Первое – стоимость товаров вы оплатили поставщику. Второе – товары вы реализовали покупателю. (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК).

До тех пор, пока товары у вас лежат на складе и не реализованы, их стоимость на расходы вы не относите.

Входной НДС по товарам учитывайте отдельно, поскольку это самостоятельный вид расхода по УСН (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).

Если у вас мало товаров, вы можете списывать их на расходы именно по той стоимости, за какую купили. Отследить конкретную сумму по документам при малом ассортименте не сложно. Такой метод списания называется «по стоимости единицы товара».

Если же вы закупаете разные партии однородных товаров по различающимся ценам, вам будет сложно отследить, товары из какой партии вы реализовали именно сегодня. Тогда вам нужно выбрать метод оценки товаров, и прописать его в учетной политике (подп. 2 п.2 ст. 346.17 НК). Возможны следующие варианты:

  • — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • — по средней стоимости;
  • — по стоимости единицы товара.

Выберите тот, который считаете подходящим для себя.

V. Списание ГСМ

Горюче-смазочные материалы, включая бензин, относятся к материальным расходам. Поэтому их можете списывать сразу после оплаты (подп. 1 п.2 ст. 346.17 НК). Ждать, когда топливо будет израсходовано, не нужно.

Такой вариант списания ГСМ обязательно пропишите в учетной политике, чтобы у проверяющих не было вопросов.

Дело в том, что раньше Минфин России и вслед за ним налоговики считали, что списывать ГСМ можно только по нормам. Для этого предполагалось использовать нормы расходы топлива, установленные для автотранспортных предприятий (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Однако вот уже несколько лет, как Минфин признал, что нормировать расходы на ГСМ – это право, а не обязанность бизнесменов (письмо Минфина России от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Потому как Налоговый кодекс не требует списывать ГСМ по нормам.

Если же вы хотите списывать бензин по нормам, то можете использовать нормы Минтранса, завода-изготовителя, либо разработать собственные показатели: провести контрольные замеры, сколько бензина в разных погодных условиях тратит именно вам автомобиль и утвердить собственным приказом нормы расхода топлива.

Отметим, что нормировать расходы предпринимателям имеет смысл, если на машине ездит водитель, или другой наемный работник, но не сам бизнесмен. Тогда при помощи норм вы одновременно сможете контролировать, сколько бензина тратит ваш работник, не ездит ли по личным целям.

Если же вы сами ездите на машине, то нормировать вам расход бензина для себя самого особо смысла не имеет.

VI. Учет входного НДС

Если для бизнеса вы покупаете товары (работы, услуги) по стоимости, включающей в себя НДС, учитывайте налог отдельно. Дело в том, что при УСН он является самостоятельным расходом (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). Поэтому заносят его в Книгу учета отдельной строкой.

Записывать НДС в Книгу учета вам нужно после того, как будут выполнены и условия для списания тех товаров (работ, услуг), по покупке которых налог был уплачен. Другими словами – когда включаете в расходы стоимость товаров (материалов), списывайте и входной налог по ним.

VII. Учет страховых взносов

Бизнесмен платит страховые взносы за себя и за работников. При УСН с объектом «доходы минус расходы» все уплаченные страховые взносы являются расходами (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК). Отражать их в Книге учета нужно на дату оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК).

Тест «Проверь себя».

Выберите одно (!) правильное утверждение:

  1. В налоговом учете по УСН товары и материалы списывают по одинаковым правилам.
  2. Основные средства при УСН списывают на расходы через амортизацию.
  3. ГСМ при УСН можно списывать как обычные материалы – сразу после оплаты.

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: